Сравнение – ГЛОНАСС или GPS
Разработка GPS началась в США в 1977 году, а в 1995 она была полностью готова. На сегодняшний день космическая сеть системы состоит из 32 спутников, среди которых 24 основных и 6 резервных. Спутники системы GPS вращаются вокруг Земли на средневысокой орбите – в шести плоскостях по четыре спутника. Что касается наземных сооружений, то у GPS расположена одна главная станция контроля и десять вспомогательных станций слежения, которые корректируют спутники последнего поколения, а те корректируют всю оставшуюся сеть.
Разработка ГЛОНАСС началась при СССР в 1982 году, а завершилась в России в 2015 году. Сегодня для функционирования ГЛОНАСС создано 24 спутника, 18 из которых покрывают территорию России, а вместе с резервными на орбите находится 27 спутников ГЛОНАСС. Как и у GPS, спутники в отечественной системе движутся по средневысокой орбите – в трех плоскостях по восемь спутников. Что касается наземных станций, то у ГЛОНАСС они расположены на территории России – 14 штук, также в Бразилии и Антарктиде – по 1 штуке.
Мы уже поняли, что отечественная и американская системы отличаются количеством своих спутников, а также годами разработки и ввода в эксплуатацию. Теперь немного углубимся в детали и сравним систему GPS и систему ГЛОНАСС более подробно.
Разница в расположении спутников
В американской системе расположено по четыре спутника в шести плоскостях – все они находятся на высоте в 20 180 километров, а также имеют угол наклона в 55 градусов. В GPS спутники вращаются синхронно с Землей, потому и требуют наличие корректирующих станций. Что касается отечественной системы, то у ГЛОНАСС спутники расположены в трех плоскостях по восемь штук – высота расположения меньше – 19 140 километров. Угол наклона спутников ГЛОНАСС составляет 64,8 градуса, а движение происходит асинхронно – это помогает достичь более стабильного положения и облегчить управления спутниками.
Разница в частоте сигнала
Обе системы созданы для передачи обыкновенных радиосигналов на определенных частотах, которые у них разные. Спутники в GPS и ГЛОНАСС системах подают два типа сигналов:
- Навигационный сигнал стандартной точности (диапазон L1) – у ГЛОНАСС 1,6 ГГц; а у GPS 1,575 ГГц.
- Навигационный сигнал высокой точности (диапазоны L1 и L2) – у ГЛОНАСС 1,2 ГГц; а у GPS 1,227 ГГц.
Отсюда следует вывод, что разница сигналов у двух систем заключается в частоте, но их диапазоны очень близки. Главным отличием GPS и ГЛОНАСС будет являться метод кодировки сигнала – в отечественной системе он более надежен и защищен (принцип «выделенной линии» FDMA), а в зарубежной системе используется более дешевый и менее защищенный способ (кодированный множественный доступ CDMA).
Разница в точности позиционирования
Сегодня погрешность в позиционировании ниже у GPS – она составляет от 2 до 4 метров, а в ряде стран, где расположены корректировочные станции, погрешность и вовсе составляет 1-2 метра. ГЛОНАСС таким похвастаться не может, поэтому сейчас имеет погрешность в точности позиционирования равную 3-6 метрам, хотя разработчики обещают в скором времени снизить параметр до 0,1 метра.
Доступность сигнала в регионах
Последний критерий, по которому мы сравним GPS и ГЛОНАСС – это уровень доступности их сигналов в различных регионах. Сегодня отечественная система покрывает все 100% территории России, а также примерно 70% территории Земли. Что касается зарубежной системы, то она способна работать в любом месте на Земле, кроме полярных и приполярных областей. Поэтому по доступности сигнала явным лидером является GPS, если только не планируется работа с ней в северных широтах.
-
Постановление №2216 – оснащение спутниковой навигацией
22 декабря 2020 года Правительство РФ выдвинуло постановление «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».
-
Беспроводные датчики уровня топлива
Беспроводные датчики уровня топлива предназначены для максимально точного измерения уровня топлива внутри баков и резервуаров.