Актуальное

5 способов контроля расхода топлива

Поскольку в условиях кризиса и пандемии вопрос экономии средств очень актуален, в данной статье мы рассмотрим общепринятые способы, с помощью которых можно значительно сэкономить на топливе. Топливо - это самая большая статья расходов для автотранспортных компаний. По этой причине и было разработано несколько способов учета и контроля топлива, позволяющих добиться максимальной точности в расчетах.

Контроль расхода топлива без спутников

При таком способе очень низка вероятность получения полной информации о расходах топлива и сравнения максимального количества данных. Более того, невозможно будет доказать факт махинаций с топливом, а при такой системе контроля расхода топлива они неизбежны. Например, можно подделать чеки, накрутить пробег, сговориться с сотрудниками заправок при контроле с помощью топливных карт, сливать топливо, использовать транспорт не по назначению или для личных нужд, а расчет расхода по нормам (например, в Минтрансе) будет включать в себя сильно усредненные показатели. Следовательно, на высокую точность контроля расхода топлива без спутниковых систем надеяться не придется, учитывая к тому же высокий уровень погрешности приборов, применяемых при таком способе – 15-20%. Все это означает, что его можно применять только в тех местах, где проблема экономии на топливе не стоит остро и где отношения между сотрудниками построены на доверии.

Контроль расхода топлива с помощью спутников

При этом способе на авто устанавливается ГЛОНАСС\GPS-трекер, через который передаются сведения о местоположении авто, его скорости, пробеге и перемещениях. Спутниковая система контроля расхода топлива известна тем, что при ее применении гарантируется наиболее высокая точность показателей и вероятность раскрытия махинаций, например, приписывание километража можно легко вычислить, сравнив данные из трекера с путевыми листами. Единственный недостаток такой системы – невозможность отследить и раскрыть сливы из бака, махинации с избытками топлива и другие манипуляции. Следовательно, такую систему используют на любом авто с GPS-трекерами, соединенном со спутниковой системой наблюдения.

Контроль расхода топлива через штатный датчик путем использования CAN-шины

CAN-шина – это система, через которую передается информация между датчиками авто и сторонними устройствами, объединенными с авто общей сетью. При использовании такого способа ГЛОНАСС\GPS-трекер подключается непосредственно к блоку авто через CAN-систему с помощью подключения проводов через бесконтактные считыватели. При открытом протоколе передачи данных через систему наблюдения можно получать информацию не только о расходе топлива, но и о самых разнообразных параметрах авто, например, температуре. Преимущества этой системы –доступная цена, приемлемый уровень точности (погрешность –не более 15%) и простота в эксплуатации и обслуживании. Поэтому такая система подойдет для легковых автомобилей, для которых не столь критична безукоризненная точность. Недостатки –невозможность выявить махинации с топливом и неточность измерения его уровня из-за особенностей системы. Следовательно, эту систему можно использовать только там, где нельзя установить сторонние датчики.

Контроль расхода топлива через датчик  (расходомер)

Расходомер закрепляется на топливной магистрали авто и определяет объем топлива и уровень его расхода. После считывания показаний в этом датчике данные поступают в ГЛОНАСС\GPS-трекер, который передает их в систему наблюдения. Одним из внушительныхпреимуществ данного способа является гарантия наиболее высокой точности показателей и низкий уровень погрешности – 1-3%. К тому же он позволяет контролировать множество параметров. Но при этом такая система контроля расхода топлива наряду с установкой и обслуживанием стоит недешево. Более того, она требует регулярного обслуживания, например, чистки датчиков во избежание поломки системы топлива. К тому же при сливах топлива для отслеживания на подающей и обратной точке необходимо будет установить второй датчик расхода топлива или дифференциальный датчик, стоящий гораздо дороже. Следовательно, этот способ больше всего подходит для спецтехники ввиду особенностей формы баков таких транспортных средств, которым нельзя установить штатный датчик.

Контроль расхода топлива через емкостный датчик уровня топлива

Этот датчик устанавливают на баке авто для наблюдения за изменениями объема топлива. Такая система известна своей высокой точностью – 97-99%. Но для получения такого результата требуются дополнительные процедуры, в частности, калибровка и тарировка. При этом способе данные в датчикпоступают от GPS-трекера. Некоторые разновидности датчиков не нужно сопрягать с бортовым контроллером. Еще одним преимуществом такой системы является ее расширенный функционал. Так, с ее помощью можно отследить сливы топлива, ложные заправки и неполный объем топлива при заправках, самые малые объемы сливов и сливы с обратной магистрали. Несмотря на универсальность данной системы, у нее также имеется несколько недостатков. Так, она подходит только для тех авто, высота топливного бака которых составляет не более 10 см. К тому же такую систему сложно установить на баках нестандартной формы. На них придется устанавливать два ДУТ воизбежание колебаний топлива под углом (например, в вытянутых баках трейлеров). Тем не менее, эта система подойдет для всех видов транспорта.